Главная » Крупная моторика у младенцев, малышей и дошкольников

Крупная моторика у младенцев, малышей и дошкольников

Крупная моторика – это движения, в которых задействованы крупные мышцы тела. Ниже приведены возрастные рамки для детей, а также занятия, способствующие развитию грубой моторики.

В первые несколько лет жизни ваш малыш освоит множество этапов, и многие из них связаны с развитием крупной моторики. Эти движения ” всего тела” требуют координации крупных групп мышц, таких как ноги, руки и туловище.

Крупная моторика необходима для таких повседневных действий, как ходьба, прыжки, балансирование, удары ногами, бег и лазание. Овладение этими навыками позволит вашему ребенку выполнять такие повседневные задачи, как сидеть за столом, играть в парке и бросать мяч.

Что такое крупная моторика?

Крупная моторика – это движения, в которых задействованы мышцы тела, такие как переворачивание, ползание, ходьба, лазание и прыжки. Поскольку крупная моторика включает в себя движения всего тела, она необходима для развития других способностей, таких как равновесие, контроль над телом и координация.

Продолжайте читать, чтобы узнать, какие этапы развития крупной моторики проходят в зависимости от возраста, какие упражнения помогут улучшить эти навыки и в каких ситуациях стоит посетить педиатра.

Навыки крупной моторики в сравнении с навыками мелкой моторики

Процесс физического развития детей младшего возраста можно разделить на крупную и мелкую моторику. Скорее всего, вы уже слышали оба этих термина, но, возможно, не знаете, как они связаны между собой. Так в чем же разница между ними?

Для развития крупной моторики требуются крупные мышцы нашего тела. В отличие от этого, мелкая моторика описывает движения мелких мышц, которые обычно демонстрируют руки и запястья. Мелкая моторика позволяет людям держать карандаш, рисовать, нанизывать бусины, брать в руки или манипулировать мелкими предметами.

Развитие крупной моторики на самом деле очень важно для развития мелкой моторики. В конце концов, вы не можете пользоваться ножницами (мелкая моторика), не сидя за столом, не стабилизируя свое ядро и не двигая руками (“крупная моторика”). И мелкая, и крупная моторика требуют сложной координации, и их освоение – это важный этап для вашего малыша!

Примеры навыков крупной моторики по возрастам

Интересно, чего ожидать от развития крупной моторики? Важно отметить, что физическое развитие детей не всегда идет по прямой линии, поэтому не стоит сравнивать своего ребенка с другими сверстниками (как бы заманчиво это ни было). Тем не менее, существуют определенные навыки крупной моторики, которые дети обычно осваивают или, по крайней мере, начинают демонстрировать в определенном возрасте.

Здесь мы приводим несколько примеров возрастных этапов развития крупных двигательных навыков у младенцев, малышей и дошкольников.

Крупная моторика у новорожденных и детей младшего возраста (0-6 месяцев)

  • Перекатывание со спины на животик и наоборот
  • Поворачивать голову набок, лежа на спине, а также во время пребывания на животике
  • Отталкивание руками во время пребывания на животике
  • Отталкивание ногами и движения руками в положении лежа на спине
  • Поднимание головы, когда его тянут вверх, чтобы посадить
  • Спокойно переносит время нахождения в животике
  • Подносить ноги ко рту в положении лежа

Навыки крупной моторики у детей старшего возраста (6-12 месяцев)

  • Сидеть самостоятельно
  • Дотягиваться до предметов, находясь в сидячем положении
  • Перемещать свое тело в различные положения (например, лежа и сидя)
  • Ползание на животе
  • Передвижение на руках и коленях, а затем ползание
  • Подтягивание, чтобы стоять
  • Стояние в одиночестве в течение нескольких секунд
  • Ходьба с поддержкой и, возможно, несколько шагов без поддержки

Общая моторика у детей в возрасте 1 года

  • Приседание, чтобы поднять что-то
  • Стоять, не держась за что-нибудь.
  • Умение ходить самостоятельно
  • Переноска предметов во время ходьбы
  • Ползание, а затем ходьба по лестнице – обычно с помощью рук или перил
  • Ползание по лестнице на животе, опираясь на ноги.
  • Бег, хотя годовалые дети обычно падают довольно часто.
  • Самостоятельно садится на небольшие предметы
  • Забирается на большие предметы, а затем поворачивается, чтобы сесть

Крупная моторика у двухлетних детей

  • Ходьба и бег с хорошей ловкостью
  • Легко останавливаться и стартовать во время движения
  • Самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице
  • Прыжки на месте, держа ноги вместе
  • Отбивание мяча любой ногой
  • Научиться бросать мяч руками
  • Стояние на цыпочках

Общая моторика у детей 3 лет

  • Удерживать равновесие на одной ноге в течение короткого времени
  • Ходьба назад и в сторону
  • Прыжки вперед на небольшое расстояние
  • Езда на трехколесном велосипеде
  • Ловля большого мяча (обычно с помощью негибких рук)
  • Стояние на одной ноге в течение короткого периода времени

Крупная моторика у детей 4 лет

  • Нормально подниматься и спускаться по лестнице
  • Демонстрация хороших навыков бега, прыжков и лазания
  • Прыжки на одной ноге
  • Ловля мяча руками
  • Лазание по лестницам и оборудованию на игровой площадке
  • Передвижение на цыпочках
  • Обходить препятствия

Крупная моторика у детей 5 лет

  • Прыжки с чередованием ног и бег галопом
  • Прыжки через скакалку
  • Ходьба по узкой дорожке
  • Езда на велосипеде
  • Плавание, танцы и катание на коньках
  • Игра в мяч

Упражнения для развития крупной моторики

У каждого ребенка свой график развития крупной моторики, и этапы обычно проходят сами собой. Тем не менее, родители могут поощрять занятия, способствующие развитию крупной моторики. Например, одобренные экспертами занятия, перечисленные ниже. Продолжайте читать, чтобы узнать, как развивать крупную моторику, разбитую на три возрастные группы: младенцы, малыши и дошкольники.

Занятия для малышей

Регулярно практикуйте упражнения на животике. Времяпровождение на животике укрепляет силы для физического развития. Начинайте проводить время на животике, когда ваш малыш возвращается домой из роддома. Вы можете начинать медленно (примерно два-три раза в день по несколько минут) и постепенно переходить к более длительным занятиям. Большинство родителей считают, что время пребывания на животике должно быть продолжительным. На самом деле вполне достаточно одной минуты, пока младенец не сможет терпеть более длительное время. Имейте в виду, что время нахождения ребенка на груди воспитателя имеет значение, особенно в период младенчества.

Ложитесь на пол вместе с ребенком. Убедитесь, что у вашего ребенка есть мягкое и безопасное место для развития крупной моторики. Вы можете подыграть ему, положив любимую игрушку в недоступном месте и посмотрев, перевернется ли он, чтобы найти ее.

Возьмите с собой зеркало. Используйте зеркала в качестве реквизита при тренировке крупной моторики. Добавьте низкое зеркало, чтобы вдохновить малыша отжиматься во время занятий на животике. Покажите малышу, как смотреть в зеркало, отжимаясь. Делайте смешные рожицы, чтобы побудить малыша уделять больше времени развитию силы верхней части тела”.

Поиграйте в “подглядывание”. Малыши любят подражать своим любимым взрослым и что занятия крупной моторикой должны быть веселыми. Моделируйте отталкивание от животика, играя с малышом в “ку-ку. Ложитесь перед малышом лицом вниз, а затем отжимайтесь, говоря: “Ку-ку-ку! Улыбайтесь и смейтесь во время игры. И со временем ваш ребенок будет копировать ваши действия, отжимаясь на руках”.

Используйте раскладной туннель для тренировки ползания. Используйте выезжающий туннель, чтобы побудить младенцев тренироваться в ползании. Положите в конце туннеля любимую игрушку или любимого человека. Пусть ваш малыш потренируется ползать по нему.

Занятия для малышей

Придумывайте свои собственные игры. Вирхеллер рекомендует придумывать небольшие игры для малышей, чтобы развивать основные навыки. “Развивайте равновесие, заставляя малышей переносить предметы с одного места на другое”, – советует она. “Поставьте две корзины для белья или картонные коробки по обе стороны комнаты: одну пустую, а другую наполненную плюшевыми животными. Поиграйте в “спасите животных” и устройте игру по перемещению животных с одной стороны на другую”.

Подпрыгивайте. Малыши любят прыгать, поэтому они наверняка будут без ума от небольшого батута или ребаундера. Это позволит им выплеснуть энергию, одновременно тренируя координацию и укрепляя ноги и позвоночник. Предостерегаем от использования прыгунков для детей. В целом, избегайте прыгунков для детей. Они не способствуют развитию контроля над туловищем, необходимого для сидения и ползания, и могут усугубить хождение на носочках.

Создайте полосу препятствий. Домашняя полоса препятствий может дать вашему ребенку возможность потренироваться в балансировании, беге, ползании и ориентировании в пространстве. Под пристальным присмотром малыши могут преодолевать лестницы и продолжать полосу на другом этаже. Родители часто слишком внимательно следят за детьми и не дают им возможности попробовать новые навыки. Многие дети могут начать лазить по лестнице в 16 месяцев или раньше. Лазание по лестнице позволяет развивать возвратно-поступательные движения (осознание тела и навыки различения), которые являются основой для развития спортивных навыков в более позднем возрасте.

Устройте танцевальную вечеринку. Включите музыку и двигайтесь! Поиграье в “”Замороженный танец” с воздушными шарами”. Когда играет музыка, старайтесь удержать шарики в воздухе, отталкиваясь от них руками и телом, а когда музыка остановится, поймайте шарик и “замрите”. Этот простой поворот к классической игре развивает зрительно-моторную координацию, равновесие, силу корпуса и верхнего плеча.

Занятия для дошкольников

Сочетайте развитие крупной моторики с обучением. Рассмотрим эту игру для дошкольников, предложенную Вирхеллером: “Напишите буквы или цифры на бумаге, вырежьте их и приклейте к стене. Затем пусть ваш ребенок бросает мяч в стену и смотрит, в какие буквы или цифры он попадет. Вы можете вместе называть буквы или цифры, в которые они попадают, чтобы развивать крупную моторику и одновременно укреплять навыки распознавания букв и цифр”.

Используйте игровую площадку в своих интересах. В парке дети могут тренировать крупную моторику, прыгая с небольшой высоты, балансируя на снаряжении и лазая. Сначала вы можете продемонстрировать безопасные прыжки, а затем позволить им испытать свои возможности. Позволяйте детям [лазать] с минимальной помощью, обеспечивая присмотр или “руки наготове”, чтобы они могли успешно справиться с задачей, что развивает как общую моторику, так и самооценку”, – говорит Барчаки. “Большинство детей знают, могут ли они успешно забраться на что-то; обычно родители беспокоятся, и это останавливает ребенка от подъема”.

Катайтесь на велосипеде. Ваш дошкольник может опробовать трехколесный велосипед или самокат, чтобы развить независимость, равновесие и координацию.


Гуляйте на природе. Отправляйтесь на прогулку на природу, чтобы потренировать крупную моторику и подышать свежим воздухом. “Перешагивая с камня на камень, балансируя на поваленных деревьях, взбираясь на скалы и перепрыгивая через бревна, вы сможете использовать различные способы движения и задействовать разные мышцы”, – говорит Виерхеллер.

Играйте на заднем дворе. Развитие общей моторики происходит, когда вы играете в пятнашки, бросаете мяч, гоняетесь друг за другом и занимаетесь другими веселыми делами.

Устранение задержек в развитии крупной моторики

Родители могут забеспокоиться, если их младенец, малыш или дошкольник не так быстро проходит этапы развития общей моторики, как его сверстники. Хотя это может быть нормальным явлением, Барчаки говорит, что некоторые пропущенные этапы могут свидетельствовать о задержке развития крупных двигательных навыков. Эти задержки можно также заметить на ежегодном осмотре у педиатра, в детском саду или у другого специалиста по уходу за детьми.

Задержка развития крупной моторики иногда вызвана медицинским состоянием, например, низким мышечным тонусом, расстройством центральной нервной системы или мышечным расстройством. Лечение обычно включает в себя определенную форму физической терапии.

“При значительной задержке детский физиотерапевт проведет терапию и научит родителей, как способствовать развитию крупной моторики”, – говорит доктор Кросс. “Иногда это можно сделать в амбулаторной клинике при больнице, или ребенок может получить такую помощь в рамках программы ранней помощи детям”. Программы ранней помощи доступны для детей в возрасте до 3 лет.

Если есть другие медицинские проблемы, вашего ребенка могут направить к педиатру, специализирующемуся на развитии, неврологу или специалисту по нервно-мышечным заболеваниям.

Наблюдение за развитием крупной моторики

Каждый ребенок развивается в разном темпе, но если вы хотите отслеживать основные этапы развития крупной моторики, Барчаки и доктор Кросс рекомендуют приложение CDC Milestone Tracker. Это бесплатное приложение содержит иллюстрированные контрольные списки для отслеживания развития вашего ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет. Американская академия педиатрии также имеет инструмент для отслеживания потенциальных задержек в развитии детей.

Наконец, доктор Кросс рекомендует родителям наблюдать за движениями ребенка в повседневной деятельности. Например, “малыши должны одинаково двигать обеими сторонами тела. Признаки асимметрии – например, не так часто двигается одна сторона, как другая, – могут свидетельствовать о проблемах, – говорит она.
Не забудьте рассказать о любых проблемах педиатру вашего ребенка. Он поможет диагностировать возможную задержку развития грубой моторики и подобрать оптимальный курс лечения.

Прокрутить вверх