Просьба и указание ребенку: разница
Просьба и указание ребенку. Так в чем же разница?
Просьба – это когда вы просите ребенка что-то сделать.
Например, “Ты поможешь мне сложить белье?”. Или “Ты хочешь надеть пальто? Сегодня холодно”. Ваш ребенок может сказать “да” или “нет” в ответ на просьбу.
Указание – это когда вы говорите ребенку, что нужно сделать.
Например, “Пожалуйста, помоги мне сложить белье” или “Пожалуйста, надевай пальто, когда мы идем гулять”. Это говорит ребенку о том, что вы хотите, чтобы он сделал и когда. Вы не даете ребенку возможности сказать “нет”.
Важно четко понимать, просите вы ребенка сделать что-то или говорите ему об этом. Если вы скажете что-то вроде: “Почему никто не может помочь мне навести здесь порядок?”, ребенку будет сложнее понять, что делать. Ребенок может не понять, просите ли вы его о помощи, говорите ли ему, что делать, или жалуетесь, что никто не помогает.
Просьбы или указания ребенку?
Просьба и указание ребенку – оба важны, и лучше всего использовать сочетание указаний и просьб.
Указания часто важны для безопасности – например, “Держи меня за руку, пока мы переходим дорогу”. А умение следовать инструкциям поможет вашему ребенку подготовиться к дошкольному и школьному обучению. Но дети могут чувствовать себя подавленными, если указаний слишком много. Кроме того, если указаний слишком много, они, скорее всего, будут оспаривать их.
Просьбы дают ребенку возможность выбора и ощущение контроля, что может повысить вероятность сотрудничества с ним.
Поэтому старайтесь использовать просьбы чаще, чем указания.
Давать эффективные указания: несколько идей
Вот идеи, как давать указания таким образом, чтобы побудить ребенка к сотрудничеству.
Убедитесь, что вы завладели вниманием ребенка
Если вы привлечете внимание ребенка, вы сможете убедиться, что он слушает указания. Это можно сделать, если:
- приблизиться – идеально в пределах 2 метров
- опуститься на уровень глаз ребенка
- использовать имя вашего ребенка
- использовать низкий и спокойный голос.
- Используйте понятный язык
Указания должны быть четкими, короткими и соответствовать возрасту вашего ребенка. Например, малышу можно сказать: “Пожалуйста, положи блоки в коробку”. А для пятилетнего ребенка можно сказать: “Пожалуйста, положи блоки в коробку и поставь коробку на полку”.
Давайте только одно указание за раз, особенно для детей младшего возраста.
Будьте позитивны
Позитивные указания помогут вашему ребенку добиться успеха, потому что они говорят ему, что именно вы хотите, чтобы он сделал. Например, скажите: “Пожалуйста, жуй с закрытым ртом” вместо “Не ешь так”.
Предлагайте варианты
Это может увеличить шансы на то, что ребенок выполнит вашу просьбу, поскольку дает ему возможность выбора. Например, “Приготовься к купанию, пожалуйста. Ты бы хотел пенку или без пенки?”. Или “Пора одеваться. Ты хочешь надеть красные штанишки или синие?”.
Попросите ребенка повторить указание
Когда вы впервые даете ребенку указание, неплохо попросить его повторить его за вами. Это даст вам возможность убедиться, что ребенок услышал и понял, что вы от него хотите.
Со временем, когда ваш ребенок научится реагировать на указания, вам, вероятно, не придется просить его повторить указание, если он не перестанет его выполнять.
Будьте готовы повторяться
Дети часто нуждаются в напоминаниях. Например, “Саша, я говорю тебе еще раз. Пожалуйста, надень ботинки сейчас же”.
Вы можете попробовать добавить поощрение или причину, чтобы ребенок сделал то, что ему говорят. Например, “Если ты быстро наденешь обувь, у нас будет больше времени в парке”. Для детей помладше можно сказать: “Сначала обувь, потом парк”.
Использование последствий для детей старше 3 лет
Если ваш ребенок старше 3 лет не хочет следовать вашим указаниям, вы можете использовать последствия. Например, “Пожалуйста, убери другие игрушки, пока я не достал краски”. Последствием может быть отказ от рисования – очень скучно! – пока ребенок не наведет порядок.
Если вы будете тверды и последовательны, ваш ребенок узнает, что порой ему нужно делать то, чего он не хочет, чтобы помочь семье, получить похвалу, избежать дискомфорта или получить то, что он хочет. Это важный шаг в развитии самоконтроля и независимости.
Как помочь ребенку научиться сотрудничать по просьбе или указанию
Детям может потребоваться время, чтобы научиться сотрудничать с указаниями и просьбами. Эти идеи могут помочь в этом:
- Продолжайте использовать одни и те же, знакомые слова – например, “Послушай, Ваня”, “Тебе нужно” и “А теперь, пожалуйста”. Эти слова служат подсказками, и в конце концов ваш ребенок поймет.
- Хвалите ребенка, поощряйте его и привлекайте положительное внимание, когда он сотрудничает – например, “Молодец, что сложил одежду. Я бы не справился без тебя”.
- Установите распорядок дня. Распорядок дня может помочь ребенку справиться с повторяющимися ежедневными задачами. Рутины могут быть особенно полезны для маленьких детей и детей с дополнительными потребностями.
- Попробуйте вовлечь ребенка в выполнение заданий, сделав их веселыми или частью игры. Например, игра “Побей зуммер” может помочь ребенку собраться и выйти утром за дверь.
- Работайте с детьми, чтобы добиться результата. Дети с большей вероятностью будут сотрудничать, если увидят, что другие откликаются на просьбу или выполняют указание.
Почему ваш ребенок не желает подчиниться
Если ваш ребенок не сотрудничает, это может быть связано с тем, что вы ожидаете от него больше, чем он может сделать. Возможно, вам нужно помочь ребенку освоить навыки или показать ему, как делать то или иное дело, чтобы он мог сотрудничать.
Может быть, есть веская причина, по которой ваш ребенок не хочет делать то, о чем вы его просите, – например, он плохо себя чувствует, устал или напуган. Попросить уставшего и голодного ребенка убраться в своей комнате, скорее всего, не получится. Если ваш ребенок не хочет сотрудничать по уважительной причине, возможно, вам нужно изменить свои инструкции, чтобы ребенок с большей вероятностью согласился. Например, “После ужина я хочу, чтобы ты убрался в своей комнате”.
Иногда дети проходят через фазы отказа сотрудничать вообще. Это обычное явление. Поведение вашего ребенка будет меняться по мере его развития. Старайтесь быть последовательными, твердыми и любящими и сосредоточьтесь на том, чтобы заставить ребенка сотрудничать в важных вещах, таких как безопасность.
Если у вашего ребенка есть дополнительные потребности, полезно обучать других людей – например, старших братьев и сестер, дальних родственников и соседей, – чтобы они знали, как давать вашему ребенку эффективные просьбы и указания.