О застенчивости и застенчивых детях
Застенчивость у детей – обычное явление для дошкольников и школьников.
Например, ребенок может прижиматься к родителям, плакать в социальных ситуациях. Кроме того, физически пытаться избежать общения, пряча голову, двигаясь или отворачиваясь, или закрывая глаза.
Дошкольник может не хотеть разговаривать, когда к нему обращаются незнакомые люди. Он может прятаться за родителя или избегать участия в играх.
Ребенок школьного возраста может не отвечать на вопросы в классе, не спешить заводить друзей, предпочитая сидеть в сторонке и наблюдать за игрой других, или избегать новых видов деятельности.
В застенчивости нет ничего плохого.
Некоторые дети более застенчивы, чем другие. Это просто часть их темперамента, то есть того, как они реагируют на окружающий мир.
Дети, которые кажутся застенчивыми, часто ” теплеют”, когда узнают человека или ситуацию. Это значит, что таких детей лучше называть не “застенчивыми”, а “медленно раскрывающимися”. Навешивание на ребенка ярлыка “застенчивый” может заставить его почувствовать, что с ним что-то не так. Или что он ничего не может поделать со своей застенчивостью.
Как помочь ребенку преодолеть застенчивость
Застенчивость не всегда проходит со временем. Но дети могут научиться быть более уверенными в себе и комфортно общаться с другими людьми. Эти советы могут помочь.
Советы, чтобы преодолеть застенчивость у детей дошкольного возраста
- Дайте ребенку время почувствовать себя комфортно. Не заставляйте его сразу идти к незнакомому взрослому. Вместо этого предложите ему поиграть с игрушкой рядом с ребенком и говорите спокойным голосом.
- Находитесь рядом с ребенком в социальных ситуациях, например, в игровых группах или родительских комитетах, поощряя его к общению. По мере того как ребенок будет чувствовать себя более комфортно, вы можете постепенно отходить от него на короткие промежутки времени. Например, посидите на стуле с другими взрослыми, пока ваш ребенок играет на полу. При необходимости вы можете вернуться к ребенку.
- Дайте ребенку понять, что его чувства – это нормально и что вы поможете ему справиться с ними. Например, “Я вижу, что тебе немного страшно, потому что ты не знаешь, кто будет на празднике. Давай вместе посмотрим, прежде чем войти”.
- Избегайте чрезмерного успокоения ребенка. Излишняя забота дает понять, что вы считаете ситуацию пугающей. А лишнее внимание может случайно поощрить застенчивое поведение вашего ребенка.
- Похвалите за “смелое” поведение. Например за то, что он реагирует на других. Использует зрительный контакт, пробует что-то новое или играет вдали от вас. Будьте конкретны в своих похвалах. Например, “Миша, мне понравилось, как ты поздоровался с мальчиком в парке. Ты заметил, как он улыбнулся, когда ты это сделал?
- Старайтесь моделировать уверенное социальное поведение, чтобы ваш ребенок мог наблюдать за вами и учиться у вас. Например, когда кто-то здоровается с вами, всегда здоровайтесь в ответ.
Советы для детей школьного возраста
- Поощряйте игровые мероприятия, как у себя дома, так и в гостях у друзей. Если вашего ребенка пригласили в гости к другу, он может чувствовать себя более комфортно, если вы поначалу придете вместе с ним. Вы можете постепенно сокращать время, проводимое с ребенком в гостях у других людей.
- Начните с социальных ситуаций, в которых участвуют всего 1-2 ребенка. Затем со временем переходите к общению с большей группой детей.
- Попрактикуйтесь с ребенком дома в показах и рассказах или выступлениях на уроках. Это поможет вашему ребенку чувствовать себя более комфортно, когда ему придется стоять перед классом.
- Поощряйте ребенка заниматься внеклассной деятельностью. Постарайтесь найти такие, которые поощряют социальное поведение – например, скаутов, экскурсоводов или командные виды спорта.
- Инструктируйте ребенка перед общественными мероприятиями, чтобы он знал, чего ожидать. Например, “Сегодня люди захотят с тобой поговорить. Не забывай смотреть на дядю Сашу, когда он говорит. Если ты этого не сделаешь, он может подумать, что ты его не слушаешь”.
- Избегайте негативных сравнений с более уверенными в себе братьями и сестрами или друзьями.
- Повышайте самооценку ребенка, поощряя даже маленькие шаги к тому, чтобы стать менее застенчивым.
- Если другие люди говорят, что ваш ребенок “стеснительный”, можно мягко поправить их в присутствии вашего ребенка. Например, “Максиму нужно немного времени, чтобы согреться. Как только ему станет комфортно, он будет рад поиграть”. Это даст понять, что вы понимаете, что чувствует ваш ребенок, и он сможет справиться с ситуацией, когда будет готов.
Когда застенчивость у детей может быть проблемой
Застенчивое поведение вашего ребенка может быть проблемой, если оно причиняет ему много страданий и/или мешает в повседневной жизни. Например:
- Вы или ваш ребенок не можете пойти куда-то из-за своей застенчивости.
- Ваш ребенок проявляет признаки беспокойства в социальных ситуациях, например на праздниках или в школе.
- Ваш ребенок говорит, что чувствует себя одиноким, однако не знает, как найти общий язык с другими детьми.
- Ваш ребенок чувствует, что не может отвечать или задавать вопросы в классе.
У некоторых застенчивых детей в дальнейшем развивается тревожность. Поэтому, если застенчивость вашего ребенка проявляется в значительной степени и ее трудно изменить, стоит обратиться к специалисту, например к терапевту, педиатру или психологу.
Застенчивость у детей или что-то другое?
Полезно поговорить с детским психологом, семейной медсестрой, терапевтом или учителем вашего ребенка о других причинах его поведения.
Например:
- Ребенок с задержкой речевого развития может показывать признаки того, что он хочет говорить с людьми – например, ищет зрительный контакт или пытается наладить социальные связи, – но расстраивается, когда его не понимают.
- Ребенок с потерей слуха может не слышать и не реагировать на слова людей или с трудом выполнять инструкции.
- Ребенок с аутизмом может испытывать трудности с восприятием социальных сигналов, может играть не так, как другие дети, и казаться незаинтересованным в социальных контактах.
- Ребенок с селективным мутизмом не может говорить в определенных местах, с определенными людьми или во время определенных социальных мероприятий из-за тревоги.
- Ребенок с социальной тревожностью может бояться страхов или ситуаций, связанных с общением с другими людьми, – например, дискуссий в классе, игр с друзьями или праздников.